# Знакомство с языком D - [1.1. Числа и выражения]() - [1.2. Инструкции]() - [1.3. Основы работы с функциями]() - 1.4. Массивы и ассоциативные массивы - [1.4.1. Работа со словарем]() - [1.4.2. Получение среза массива. Функции с обобщенными типами параметров. Тесты модулей]() - [1.4.3. Подсчет частот. Лямбда-функции]() - [1.5. Основные структуры данных]() - [1.6. Интерфейсы и классы]() - [1.6.1. Больше статистики. Наследование]() - [1.7. Значения против ссылок]() Вы ведь знаете, с чего обычно начинают, так что без лишних слов: ```d import std.stdio; void main() { writeln("Hello, world!"); } ``` В зависимости от того, какие еще языки вы знаете, у вас может возникнуть ощущение дежавю, чувство легкой благодарности за простоту, а может, и легкого разочарования из-за того, что D не пошел по стопам скриптовых языков, разрешающих использовать «корневые» (top-level) инструкции. (Такие инструкции побуждают вводить глобальные переменные, которые по мере роста программы превращаются в головную боль; на самом деле, D позволяет исполнять код не только внутри, но и вне функции `main`, хотя и более организованно.) Самые въедливые будут рады узнать, что `void main` – это эквивалент функции `int main`, возвращающей операционной системе «успех» (код 0) при успешном окончании ее выполнения. Но не будем забегать вперед. Традиционная программа типа «Hello, world!» («Здравствуй, мир!») – вовсе не повод для обсуждения возможностей языка. Она здесь для того, чтобы помочь вам начать писать и запускать программы на этом языке. Если у вас нет никакой IDE, которая выполнит за вас сборку программы, то самый простой способ – это командная строка. Напечатав приведенный код и сохранив его в файле с именем, скажем, `hello.d`, запустите консоль и введите следующие команды: ```sh $ dmd hello.d $ ./hello Hello, world! $ _ ``` Знаком `$` обозначено приглашение консоли вашей ОС (это может быть `c:\Путь\К\Папке>` в Windows или `/путь/к/каталогу%` в системах семейства UNIX, таких как OSX, Linux, Cygwin). Применив пару известных вам приемов систем-фу, вы сможете добиться автоматической компиляции программы при ее запуске. Пользователи Windows, вероятно, захотят привязать программу `rdmd.exe` (которая устанавливается вместе с компилятором D) к команде Выполнить. UNIX-подобные системы поддерживают запуск скриптов в нотации «shebang»[^1]. D понимает такой синтаксис: добавление строки ```sh #!/usr/bin/rdmd ``` в самое начало программы в файле `hello.d` позволяет компилировать ее автоматически перед исполнением. Внеся это изменение, просто введите в командной строке: ```sh $ chmod u+x hello.d $ ./hello.d Hello, world! $ _ ``` (`chmod` нужно ввести только один раз). Для всех операционных систем справедливо следующее: программа `rdmd` достаточно «умна», для того чтобы кэшировать сгенерированное приложение. Так что фактически компиляция выполняется только после изменения исходного кода программы, а не при каждом запуске. Эта особенность в сочетании с высокой скоростью самого компилятора позволяет экономить время на запусках программы между внесением в нее изменений, что одинаково полезно как при разработке больших систем, так и при написании маленьких скриптов. Программа `hello.d` начинается с инструкции ```sh import std.stdio; ``` которая предписывает компилятору найти модуль с именем `std.stdio` и сделать его символы доступными для использования. Инструкция `import` напоминает препроцессорную директиву `#include`, которую можно встретить в синтаксисе C и С++, но семантически она ближе команде `import` языка Python: никакой вставки текста подключаемого модуля в текст основной программы не происходит – выполняется только простое расширение таблицы символов. Если повторно применить инструкцию `import` к тому же файлу, ничего не произойдет. По давней традиции C программа на D представляет собой набор определений, рассредоточенный по множеству файлов. В числе прочего эти определения могут обозначать типы, функции, данные. В нашей первой программе определена функция `main`. Она не принимает никаких аргументов и ничего не возвращает, что, по сути, и означает слово void. При выполнении `main` программа вызывает функцию `writeln` (разумеется, предусмотрительно определенную в модуле `std.stdio`), передавая ей строковую константу в качестве аргумента. Суффикс `ln` указывает на то, что `writeln` добавляет к выводимому тексту знак перевода строки. Следующие разделы – это стремительная поездка по Дибургу. Небольшие показательные программы дают общее представление о языке. Основная цель повествования на данном этапе – обрисовать общую картину, а не дать ряд педантичных определений. Позже все аспекты языка будут рассмотрены с должным вниманием – в деталях. [^1]: «Shebang» (от shell bang: shell – консоль, bang – восклицательный знак), или «shabang» (# – sharp) – обозначение пути к компилятору или интерпретатору в виде `#!/путь/к/программе`. – *Прим. пер.*