# 2. Основные типы данных. Выражения - [2.1. Идентификаторы]() - [2.1.1. Ключевые слова]() - [2.2. Литералы]() - [2.2.1. Логические литералы]() - [2.2.2. Целые литералы]() - [2.2.3. Литералы с плавающей запятой]() - [2.2.4. Знаковые литералы]() - [2.2.5. Строковые литералы]() - [2.2.5.1. Строковые литералы: WYSIWYG, с разделителями, строки токенов и импортированные]() - [2.2.5.2. Тип строкового литерала]() - [2.2.6. Литералы массивов и ассоциативных массивов]() - [2.2.7. Функциональные литералы (лямбда-функция)]() - [2.3. Операции]() - [2.3.1. l-значения и r-значения]() - [2.3.2. Неявные преобразования чисел]() - [2.3.2.1. Распространение интервала значений]() - [2.3.3. Типы числовых операций]() - [2.3.4. Первичные выражения]() - [2.3.4.1. Выражение assert]() - [2.3.4.2. Выражение mixin]() - [2.3.4.3. Выражения is]() - [2.3.4.4. Выражения в круглых скобках]() - [2.3.5. Постфиксные операции]() - [2.3.5.1. Доступ ко внутренним элементам]() - [2.3.5.2. Увеличение и уменьшение на единицу]() - [2.3.5.3. Вызов функции]() - [2.3.5.4. Индексация]() - [2.3.5.5. Срезы массивов]() - [2.3.5.6. Создание вложенного класса]() - [2.3.6. Унарные операции]() - [2.3.6.1. Выражение new]() - [2.3.6.2. Получение адреса и разыменование]() - [2.3.6.3. Увеличение и уменьшение на единицу (префиксный вариант)]() - [2.3.6.4. Поразрядное отрицание]() - [2.3.6.5. Унарный плюс и унарный минус]() - [2.3.6.6. Отрицание]() - [2.3.6.7. Приведение типов]() - [2.3.7. Возведение в степень]() - [2.3.8. Мультипликативные операции]() - [2.3.9. Аддитивные операции]() - [2.3.10. Сдвиг]() - [2.3.11. Выражения in]() - [2.3.12. Сравнение]() - [2.3.12.1. Проверка на равенство]() - [2.3.12.2. Сравнение для упорядочивания]() - [2.3.12.3. Неассоциативность]() - [2.3.13. Поразрядные ИЛИ, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ и И]() - [2.3.14. Логическое И]() - [2.3.15. Логическое ИЛИ]() - [2.3.16. Тернарная условная операция]() - [2.3.17. Присваивание]() - [2.3.18. Выражения с запятой]() - [2.4. Справочник]() Если вы когда-нибудь программировали на C, C++, Java или C#, то с основными типами данных и выражениями D у вас не будет никаких затруднений. Операции со значениями основных типов – неотъемлемая часть решений многих задач программирования. Эти средства языка, в зависимости от ваших предпочтений, могут сильно облегчать либо отравлять вам жизнь. Совершенного подхода не существует; нередко поставленные цели противоречат друг другу, заставляя руководствоваться собственным субъективным мнением. Это, в свою очередь, лишает язык возможности угодить всем до единого. Слишком строгая система обременяет программиста своими запретами: он вынужден бороться с компилятором, чтобы тот принял простейшие выражения. А сделай систему типизации чересчур снисходительной – и не заметишь, как окажешься по ту сторону корректности, эффективности или того и другого вместе. Система основных типов D творит маленькие чудеса в границах, задаваемых его принадлежностью к семейству статически типизированных компилируемых языков. Определение типа по контексту, распространение интервала значений, всевозможные стратегии перегрузки операторов и тщательно спроектированная сеть автоматических преобразований вместе делают систему типизации D дотошным, но сдержанным помощником, который если и придирается, требуя внимания, то обычно не зря. Основные типы данных можно распределить по следующим категориям: - *Тип без значения*: `void`, используется во всех случаях, когда формально требуется указать тип, но никакое осмысленное значение не порождается. - *Тип null*: `typeof(null)` – тип константы `null`, используется в основном в шаблонах, неявно приводится к указателям, массивам, ассоциативным массивам и объектным типам. - *Логический (булев) тип*: `bool` с двумя возможными значениями `true` и `false`. - *Целые типы*: `byte`, `short`, `int` и `long`, а также их эквиваленты без знака `ubyte`, `ushort`, `uint` и `ulong`. - *Вещественные типы с плавающей запятой*: `float`, `double` и `real`. - *Знаковые типы*: `char`, `wchar` и `dchar`, которые на самом деле содержат числа, предназначенные для кодирования знаков Юникода. В табл. 2.1 вкратце описаны основные типы данных D с указанием их размеров и начальных значений по умолчанию. В языке D переменная инициализируется автоматически, если вы просто определили ее, не указав начального значения. Значение по умолчанию доступно для любого типа как `<тип>.init`; например `int.init` – это ноль. *Таблица 2.1. Основные типы данных D* |Тип данных|Описание|Начальное значение по умолчанию| |-|-|-| |`void`|Без значения|`n/a`| |`typeof(null)`|Тип константы `null`|`n/a`| |`bool`|Логическое (булево) значение|`false`| |`byte`|Со знаком, 8 бит|`0`| |`ubyte`|Без знака, 8 бит|`0`| |`short`|Со знаком, 16 бит|`0`| |`ushort`|Без знака, 16 бит|`0`| |`int`|Со знаком, 32 бита|`0`| |`uint`|Без знака, 32 бита|`0`| |`long`|Со знаком, 64 бита|`0`| |`ulong`|Без знака, 64 бита|`0`| |`float`|32 бита, с плавающей запятой|`float.nan`| |`double`|64 бита, с плавающей запятой|`double.nan`| |`real`|Наибольшее, какое только может позволить аппаратное обеспечение|`real.nan`| |`char`|Без знака, 8 бит, в UTF-8|`0xFF`| |`wchar`|Без знака, 16 бит, в UTF-16|`0xFFFF`| |`dchar`|Без знака, 32 бита, в UTF-32|`0x0000FFFF`| [В начало ⮍](#2-основные-типы-данных-выражения) ## 2.1. Идентификаторы Идентификатор, или символ – это чувствительная к регистру строка знаков, начинающаяся с буквы или знака подчеркивания, после чего следует любое количество букв, знаков подчеркивания или цифр. Единственное исключение из этого правила: идентификаторы, начинающиеся с двух знаков подчеркивания, зарезервированы под ключевые слова самого D. Идентификаторы, начинающиеся с одного знака подчеркивания, разрешены, и в настоящее время даже принято именовать поля классов таким способом. Интересная особенность идентификаторов D – их интернациональность: «буква» в определении выше – это не только буква латинского алфавита (от A до Z и от a до z), но и знак из универсального набора[^1], определенного в стандарте C99[^2]. Например, `abc`, `α5`, `_`, `Γ_1`, `_AbC`, `Ab9C` и `_9x` – допустимые идентификаторы, а `9abc` и `__abc` – нет. Если перед идентификатором стоит точка (`.какЗдесь`), то компилятор ищет его в пространстве имен модуля, а не в текущем лексически близком пространстве имен. Этот префиксный оператор-точка имеет тот же приоритет, что и обычный идентификатор. [В начало ⮍](#2-1-идентификаторы) [Наверх ⮍](#2-основные-типы-данных-выражения) [^1]: Впрочем, использование нелатинских букв является дурным тоном. – *Прим. науч. ред.* [^2]: С99 – обновленная спецификация C, в том числе добавляющая поддержку знаков Юникода. – *Прим. пер.*