2.2.1, 2.2.2
This commit is contained in:
parent
6a8c5f341c
commit
871eb75c78
|
@ -1,10 +1,10 @@
|
|||
# 2. Основные типы данных. Выражения
|
||||
|
||||
- [2.1. Идентификаторы]()
|
||||
- [2.1.1. Ключевые слова]()
|
||||
- [2.2. Литералы]()
|
||||
- [2.2.1. Логические литералы]()
|
||||
- [2.2.2. Целые литералы]()
|
||||
- [2.1. Идентификаторы](#2-1-идентификаторы)
|
||||
- [2.1.1. Ключевые слова](#2-1-1-ключевые-слова)
|
||||
- [2.2. Литералы](#2-2-литералы)
|
||||
- [2.2.1. Логические литералы](#2-2-1-логические-литералы)
|
||||
- [2.2.2. Целые литералы](#2-2-2-целые-литералы)
|
||||
- [2.2.3. Литералы с плавающей запятой]()
|
||||
- [2.2.4. Знаковые литералы]()
|
||||
- [2.2.5. Строковые литералы]()
|
||||
|
@ -52,7 +52,7 @@
|
|||
- [2.3.16. Тернарная условная операция]()
|
||||
- [2.3.17. Присваивание]()
|
||||
- [2.3.18. Выражения с запятой]()
|
||||
- [2.4. Справочник]()
|
||||
- [2.4. Итоги и справочник]()
|
||||
|
||||
Если вы когда-нибудь программировали на C, C++, Java или C#, то с основными типами данных и выражениями D у вас не будет никаких затруднений. Операции со значениями основных типов – неотъемлемая часть решений многих задач программирования. Эти средства языка, в зависимости от ваших предпочтений, могут сильно облегчать либо отравлять вам жизнь. Совершенного подхода не существует; нередко поставленные цели противоречат друг другу, заставляя руководствоваться собственным субъективным мнением. Это, в свою очередь, лишает язык возможности угодить всем до единого. Слишком строгая система обременяет программиста своими запретами: он вынужден бороться с компилятором, чтобы тот принял простейшие выражения. А сделай систему типизации чересчур снисходительной – и не заметишь, как окажешься по ту сторону корректности, эффективности или того и другого вместе.
|
||||
|
||||
|
@ -104,5 +104,93 @@
|
|||
|
||||
[В начало ⮍](#2-1-идентификаторы) [Наверх ⮍](#2-основные-типы-данных-выражения)
|
||||
|
||||
### 2.1.1. Ключевые слова
|
||||
|
||||
Приведенные в табл. 2.2 идентификаторы – это ключевые слова, зарезервированные языком для специального использования. Пользовательский код не может переопределять их ни при каких условиях.
|
||||
|
||||
*Таблица 2.2. Ключевые слова языка D*
|
||||
|
||||
```d
|
||||
abstract else macro switch
|
||||
alias enum mixin synchronized
|
||||
align export module
|
||||
asm extern template
|
||||
assert new this
|
||||
auto false nothrow throw
|
||||
final null true
|
||||
body finally try
|
||||
bool float out typeid
|
||||
break for override typeof
|
||||
byte foreach
|
||||
function package ubyte
|
||||
case pragma uint
|
||||
cast goto private ulong
|
||||
catch protected union
|
||||
char ifIf public unittest
|
||||
class immutable pure ushort
|
||||
const import
|
||||
continue in real version
|
||||
inout ref void
|
||||
dchar int return
|
||||
debug interface wchar
|
||||
default invariant scope while
|
||||
delegate isIs short with
|
||||
deprecated static
|
||||
do long struct
|
||||
double lazy super
|
||||
```
|
||||
|
||||
Некоторые из ключевых слов распознаются как первичные выражения. Например, ключевое слово `this` внутри определения метода означает текущий объект, а ключевое слово `super` как статически, так и динамически заставляет компилятор обратиться к классу-родителю текущего класса (см. главу 6). Идентификатор `$` разрешен только внутри индексного выражения или выражения получения среза и обозначает длину индексируемого массива. Идентификатор `null` обозначает пустой объект, массив или указатель.
|
||||
|
||||
Первичное выражение `typeid(T)` возвращает информацию о типе `T` (за дополнительной информацией обращайтесь к документации для вашей реализации компилятора).
|
||||
|
||||
[В начало ⮍](#2-1-1-ключевые-слова) [Наверх ⮍](#2-основные-типы-данных-выражения)
|
||||
|
||||
## 2.2. Литералы
|
||||
|
||||
### 2.2.1. Логические литералы
|
||||
|
||||
Логические (булевы) литералы – это `true` («истина») и `false` («ложь»).
|
||||
|
||||
[В начало ⮍](#2-2-1-логические-литералы) [Наверх ⮍](#2-основные-типы-данных-выражения)
|
||||
|
||||
### 2.2.2. Целые литералы
|
||||
|
||||
D работает с десятичными, восьмеричными[^3], шестнадцатеричными и двоичными целыми литералами. Десятичная константа - это последовательность цифр, возможно, с суффиксом `L`, `U`, `u`, `LU`, `Lu`, `UL` или `ul`. Вывод о типе десятичного литерала делается исходя из следующих правил:
|
||||
- *нет суффикса*: если значение «помещается» в `int`, то `int`, иначе `long`;
|
||||
- *только* `U`/`u`: если значение «помещается» в `uint`, то `uint`, иначе `ulong`.
|
||||
- *только* `L`: тип константы - `long`.
|
||||
- `U`/`u` *и* `L` *совместно*: тип константы - `ulong`.
|
||||
|
||||
Например:
|
||||
|
||||
```d
|
||||
auto
|
||||
a = 42, // a имеет тип int
|
||||
b = 42u, // b имеет тип uint
|
||||
c = 42UL, // c имеет тип ulong
|
||||
d = 4_000_000_000, // long; в int не поместится
|
||||
e = 4_000_000_000u, // uint; в uint не поместится
|
||||
f = 5_000_000_000u; // ulong; в uint не поместится
|
||||
```
|
||||
|
||||
Вы можете свободно вставлять в числа знаки подчеркивания (только не ставьте их в начало, иначе вы на самом деле создадите идентификатор). Знаки подчеркивания помогают сделать большое число более наглядным:
|
||||
|
||||
```d
|
||||
auto targetSalary = 15_000_000;
|
||||
```
|
||||
|
||||
Чтобы написать шестнадцатеричное число, используйте префикс `0x` или `0X`, за которым следует последовательность знаков `0–9`, `a–f`, `A–F` или `_`. Двоичный литерал создается с помощью префикса `0b` или `0B`, за которым идет последовательность из `0`, `1` и тех же знаков подчеркивания. Как и у десятичных чисел, у всех этих литералов может быть суффикс. Правила, с помощью которых их типы определяются по контексту, идентичны правилам для десятичных чисел.
|
||||
|
||||
Рисунок 2.1, заменяющий 1024 слова, кратко и точно определяет синтаксис целых литералов. Правила интерпретации автомата таковы: 1) каждое ребро «поглощает» знаки, соответствующие его ребру, 2) автомат пытается «расходовать» как можно больше знаков из входной последовательности[^4]. Достижение конечного состояния (двойной кружок) означает, что число успешно распознано.
|
||||
|
||||
![image-2-1](images/image-2-1.png)
|
||||
|
||||
***Рис. 2.1.*** *Распознавание целых литералов в языке D. Автомат пытается сделать ряд последовательных шагов (поглощая знаки, соответствующие данному ребру), пока не остановится. Останов в конечном состоянии (двойной кружок) означает, что число успешно распознано. s обозначает суффикс вида U|u|L|UL|uL|Lu|LU*
|
||||
|
||||
[В начало ⮍](#2-2-2-целые-литералы) [Наверх ⮍](#2-основные-типы-данных-выражения)
|
||||
|
||||
[^1]: Впрочем, использование нелатинских букв является дурным тоном. – *Прим. науч. ред.*
|
||||
[^2]: С99 – обновленная спецификация C, в том числе добавляющая поддержку знаков Юникода. – *Прим. пер.*
|
||||
[^3]: Сам язык не поддерживает восьмеричные литералы, но поскольку они присутствуют в некоторых C-подобных языках, в стандартную библиотеку был добавлен соответствующий шаблон. Теперь запись `std.conv.octal!777` аналогична записи `0777` в C. – *Прим. науч. ред.*
|
||||
[^4]: Для тех, кто готов воспринимать теорию: автоматы на рис. 2.1 и 2.2 – это детерминированные конечные автоматы (ДКА).
|
||||
|
|
Binary file not shown.
After Width: | Height: | Size: 43 KiB |
Loading…
Reference in New Issue